Людмила Павловна ФИЛИПЕНКО, ветеран труда: “Строкой в биографии колледжа стала работа с иностранными студентами”

    После пединститута, окончив биолого-химический факультет, я начала работать в посменной школе № 1 областного центра. И так получилось, что на протяжении ряда лет на всех выборах была секретарем участковой избирательной комиссии.

     Как-то к нам на участок заглянул представитель горкома партии. Это был директор ПТУ № 7 Леонид Васильевич Натаров. Познакомились, разговорились. Он меня и пригласил на работу в училище. “Мы сейчас переходим на среднее образование, – пояснил он. – В связи с этим появилась потребность в подготовленных кадрах, мыслящих творчески, по-новому. Уже теперь есть немало задумок, планов на перспективу. Так что впереди интересная. Живая работа. Надеюсь,если примете мое предложение, то жалеть об этом не придется”. И я дала свое согласие.

     И как-то быстро освоилась на новом месте, нашла взаимопонимание среди коллег, а коллектив стал для меня родным и близким.

     Преподавала химию. Одновременно являлась секретарем комсомольской организации.

     Особый, значимый этап в моей трудовой биографии – это тот период, когда я была назначена заместителем директора училища по работе с иностранными студентами.Впрочем, этот период оказался значимым и для всего коллектива.

      Первая группа в количестве 50 человек приехала к нам из Монголии,  Понятно, что для нас это было дело новое. И все отнеслись к нему необычайно серьезно. Вся сложность заключалась в том, что русским языком владели лишь преподаватели, которые с ними приехали, сами же ребята языка не знали. А помимо языкового существовал еще и психологический барьер.Наши зарубежные студенты приехали из другой страны, где другой уклад жизни, другие традиции и обычаи. И все же они как-то быстро освоились и вписались в единый молодежный коллектив.

     Здесь надо сказать самые добрые слова в адрес наших педагогов, воспитателей, на плечи которых легла вся тяжесть работы с иностранцами. Здесь необходимы были и педагогическое мастерство, и задатки психолога, такт и сердечность в отношениях. И не случайно с иностранцами работали наши лучшие кадры. В их числе, например, были Валентина Антоновна Хорук, Людмила Павловна Толкун, Галина Витальевна Амелина, Светлана Александровна Малова.

     Вскоре вслед за монголами у нас появились вьетнамцы, а чуть позже – и выходцы из ряда африканских стран.

    И вот с какой проблемой мы неожиданно столкнулись: нужно было в преддверии зимы потеплее одеть наших студентов из теплых африканских стран. Пришлось идти в облисполком и просить, чтобы выделили для этих целей деньги.

     Вначале нашим иностранцам надо было освоить русский язык, затем уже шли общеобразовательные предметы и только после этого – спецдисциплины.

     Вообще надо заметить, что это были весьма прилежные, усидчивые студенты. И уже к концу первого курса было видно, кто из них чего достиг в учебе.

     Да и нам было интересно с ними работать.Прежде всего мы старались максимально занять их в свободное от занятий время. Проводили экскурсии по городу, организовывали вечера дружбы с учащимися школ и студентами вузов.

     В общежитии у нас работала литературная гостиная. Там проводились очень интересные мероприятия. Примечательно, что иностранные студенты любили классику, а также русские песни и… народные сказки.

     Мастерами производственного обучения с иностранными студентами работали мужчины. В частности, Тадеуш Александрович Мешкин, Вячеслав Борисович Тутин и другие.

    Они также быстро нашли общий язык со своими подопечными и старались передать им свои знания. А те, надо заметить, с большим уважением относились к мужчинам, слушались их во всем.

    Всегда очень интересно проходили вечера отдыха, которые устраивали наши иностранцы. Особенно если это был какой-то их любимый праздник. Скажем, тот же новый год, который у них отмечается не 1 января, а в… феврале.И непривычно было наблюдать, что этот праздник проходит без обязательной в нашем представлении елки. Вместо ее отыскивалось какое-нибудь сухое дерево и наряжалось в цветы и игрушки, сделанные из бумаги. А еще всегда привлекала их национальная кухня. Причем ребята готовили мастерски, словно заправские кулинары.

    Каждое лето наши иностранные студенты на каникулы уезжали к себе на родину. Мы их провожали и в их отсутствие даже скучали по ним. Зато с какой радостью встречали их перед началом занятий.

    И очень потом жалели, когда с распадом СССР иностранные студенты от нас уехали насовсем. А ведь был уже накоплен определенный опыт работы с ними, были и успехи. Но все равно то замечательное время – это также строка, причем значительная, в летописи нашего учебного заведения.